До 1 сентября осталась всего неделя, а ваш ребенок вопит: «Я не хочу в школу!»? Вместе с медицинским психологом «Детского центра медицинской реабилитации Городской больницы №5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» Натальей Журавлёвой разбираемся как бороться с «бунтом» и помочь ребенку легко войти в школьный режим.Когда у ребенка нет желания учиться, выполнять домашнее задание и посещать школу, родители впадают в ярость от безысходности. В первую очередь они обвиняют в этом школу, реже – ребенка, и практически никогда – себя. Решение этого вопроса очевидно – все дело в объективности и адекватности реакции родителей. Для начала нужно найти причину.
«Причины могут быть разными. Одни проявляются на определенном этапе обучения или у детей одного возраста, другие могут возникнуть в любое время, причем как у первоклассника, так и старшего школьника. Основными могут служить следующие проблемы: трудности в учебе, конфликты с одноклассниками и педагогом, семейная ситуация. Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития ребенка. В любом случае, если родители сталкиваются с данной проблемой необходима помощь специалиста, как правило это школьный психолог, и индивидуальный подход в каждом конкретном случае» – отмечает Наталья.
Проблема наполовину решена, если родители выявили причины бунта против школы. Истерики и наказание ребенка ремнем – не решение. Тем более, что последствия таких действий плачевны. Задача родителя – понять своего ребенка и помочь найти выход из трудной ситуации.
Школа – непростой этап в жизни ребенка, который сильно повлияет на его дальнейшую судьбу. В большинстве случаев нежелание получать знания заключается в психологической неготовности ребенка к школе.
«Психологическая готовность к школе – это такой уровень развития ребенка, который необходим для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Ребенка можно назвать психологически готовым к школе, если у него достаточно развиты мотивационный, волевой, коммуникативный, эмоциональный и познавательный компоненты. У готового к школе ребенка сформирована внутренняя мотивация, это желание идти в школу учиться, общаться, получать пятерки, а не играть на переменах. Познавательный компонент включает в себя достаточно сформированную речь, развитие восприятия, памяти, внимания и мышления. Эмоциональный компонент включает в себя умение регулировать свое эмоциональное состояние, выражать свои эмоции в социально-приемлемой форме – объясняет Наталья.
Родители не всегда сами готовы к школе, но есть несколько советов, которые помогут вам и вашим детям восполнить моральные силы:
«Задача взрослых научить детей учиться, сформировать должную мотивацию к учению. Заставлять ребёнка учиться неэффективно. Это может привести к тому, что ребенок вместо реальной учебы будет делать так, лишь бы отстали. Когда ребенок привыкает делать то, что его заставляют, в дальнейшем ему трудно разобраться в том, что ему на самом деле интересно и нравится. Портятся отношения с родителями, которые постоянно выполняют только контролирующую функцию» – считает Наталья.
В 6-7 лет, когда вы отправляете ребенка в первый класс, его организм активно растет и развивается. В этом возрасте ему нужна физическая активность. Перед учебным годом будет полезно отдохнуть от городской суеты и общения с большим количеством людей. Кроме того, запишите будущего первоклассника на занятия по дошкольной подготовке, покажите ребенку школу, в которой он будет учиться, познакомьте с одноклассниками и классным руководителем. Также благоприятно повлияют игры, в которых активизируются знания о школе, например, игра «Собери портфель».
Если ваш ребенок готов к школе, то он:
Ребенок не готов к школе, если:
Почему ребенок плохо учится, когда для него созданы абсолютно все условия? В этой ситуации кроются ошибки родителей в самом подходе к обучению.
Во-первых, определите профориентацию ребенка, его наклонности и таланты, чтобы направить его в правильное русло. Например, записать в художественную школу или спортивную секцию.
Во-вторых, приходя домой, обязательно дайте ребенку час-полтора на отдых. Никакого напоминания об учебе. Невнимательность и усталость не дают выполнить домашние задания качественно и полноценно.
В-третьих, с самого раннего возраста приучайте ребенка к самоконтролю, организованности и ответственности. Эти качества нужно привить еще до 5-6 лет, так как позже это сделать намного сложнее.
И в-четвертых, интересуйтесь жизнью своего ребенка: с кем дружит ваш ребенок, как ведет себя на уроках и переменах, что интересного он узнал за день. Не ограничивайтесь фразами: «как дела», «покажи дневник», «иди делай уроки».
Плутарх, древнегреческий писатель и философ, однажды сказал: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».
Здраво оценивайте свои силы и, если чувствуете, что не справляетесь, доверьтесь специалистам.
Елизавета Лимаренко – журналист ЦОЗиМП